СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ /  АИС /  НАШИ КОММЕНТАРИИ / 
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС
КАМИС И АС "МУЗЕЙ". НАШИ КОММЕНТАРИИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Пользовательский интерфейс. Дизайн. Эргономические параметры

Под интерфейсом в данном случае будем понимать средства сопряжения, обеспечивающие взаимодействие человека и автоматизированной системы. Пользовательский интерфейс зависит, в частности, от той операционной системы, под которую написана музейная программа. Система АС "Музей" является DOS-приложением. Система КАМИС также имеет версию под DOS, которая сохранилась в небольшом количестве музеев. В основном же музеи приобретают Windows-версии КАМИС: КАМИС 2.6 (локальный), КАМИС 3.0 (сетевой, файл-серверный) и КАМИС-2000 (сетевой, клиент-серверный).

Рассмотрим преимущества музейных программ, работающих под операционной системой DOS. Во-первых, DOS-версия может работать на компьютерах старых модификаций (Intel 286, 386). Это очень существенное обстоятельство для тех музеев, которые не располагают мощным современным компьютерным парком. Во-вторых, по мнению разработчиков АС "Музей", DOS-приложения в большей степени отвечают эргономическим требованиям. Экранная страница в этом случае состоит из 25-и строк, что делает экранные шрифты крупными и хорошо читаемыми. Часто программисты, разрабатывая структуру карточки описания музейного предмета, стараются уместить на одной экранной странице как можно больше полей, что неизбежно приводит к уменьшению размеров шрифта. Естественные ограничения операционной системы DOS обеспечивают постоянный размер шрифта на всех экранных формах.

Windows-версии автоматизированных музейных систем являются более продвинутыми с точки зрения пользовательского интерфейса и, следовательно, более удобными. Современный пользователь, работающий с Word и Интернет, ориентируется в Windows-приложении, как рыба в воде. К системам с таким интерфейсом относятся, в частности, версии КАМИС 2.6, 3.0, 2000. В основе Windows-приложений лежит так называемая система окон и кнопок. Оконная форма чрезвычайно удобна для организации вложенных меню. Кнопочная форма незаменима при организации словарей.

Кроме того, в Windows-версиях КАМИС нажатие на конкретную кнопку соответствует выполнению определенной операции. Например, на стандартной экранной странице карточки описания музейного предмета есть следующие кнопки: запись (для сохранения изменений, внесенных в карточку), корректировка (для редактирования содержимого конкретного поля), вверх и вниз (для просмотра карточки, состоящей из нескольких экранов), отказ (для выхода из карточки без сохранения изменений), изображение (для подключения изображения к карточке или его последующего просмотра). Тот же самый набор кнопок будет сопровождать вас и внутри других документов. Например, в экранных формах оформления протокола фондово-закупочной комиссии, акта внутримузейной передачи, списка, Интернет-каталога и др. Некоторые кнопки в КАМИС имеют название, указывающее на их функцию. Например, "добавить", "удалить" (в модуле работы с изображениями). На других кнопках изображены условные значки, разъясняющие их назначение. Например, кнопка с изображением каталожного ящика и карточек служит для просмотра изображений в списке от начала к концу и от конца к началу.

Соответствие системы современным требованиям совместимости с другими программными продуктами

Windows-версии КАМИС хорошо сопрягаются с другими Windows-приложениями. Например, все выходные формы КАМИС автоматически передаются в текстовый редактор Microsoft Word. А при формировании Интернет-каталога КАМИС автоматически запускает web-браузер, установленный на вашем компьютере. Работая с КАМИС, можно в любой момент времени переключиться в другое Windows-приложение, не выходя из музейной системы. В АС "Музей" формирование выходного документа также осуществляется путем автоматической загрузки редактора Word.

И еще об удобствах. В КАМИС в вашем распоряжении будут два штурвала для управления системой: клавиатура и "мышь". В АС "Музей" - только один рычаг управления: клавиатура.

Статья "КАМИС И АС "Музей". Наши комментарии"
подготовлена И.М.Музалевской специально для Музея будущего