ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА /  ПРАКТИКУМ
ОТ САЙТА "НИЖЕГОРОДСКИЕ МУЗЕИ"
К РЕГИОНАЛЬНОЙ МУЗЕЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(фрагмент статьи)
И.В.Кастосов

В 1994 году Нижегородский университет (ННГУ), создав региональный узел академической сети FREEnet, получил полномасштабный выход в интернет. Существовавшие на этот момент web-сайты практически не содержали гуманитарной информации по Нижегородскому краю, в силу чего в рамках отдела телекоммуникаций ННГУ возникла идея создать гуманитарный сайт по Нижнему Новгороду и области.

Сайт разместили на сервере ННГУ. Он был ориентирован на гостей города: виды Нижнего Новгорода, кремль, народные промыслы, театры, музеи, галереи, виртуальные экскурсии по городу и области. Конечно, это были лишь "визитки" объектов культуры. На сайте были представлены всего лишь 5 нижегородских музеев (сами музеи в работе участия не принимали). Но для российского интернета 1994-1995 годов этот ресурс был важен и интересен.

В 1996 году в Нижнем Новгороде проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "Российский научно-технический музей: проблемы и перспективы", на которой разработчики нижегородского сервера сделали ряд докладов о перспективах использования музеями интернет-технологий, устроили презентацию web-сайтов мировых и российских музеев, а также дали участникам конференции возможность поработать в "живом" интернете. Все это способствовало налаживанию контактов между программистами и музейщиками.

Следующим шагом стало проведение областного научно-методического семинара "Нижегородские музеи в интернет", в котором участвовали представители более 40 музеев Нижнего Новгорода и области. Результат семинара - разработка web-сайта, рассказывающего о музеях области. Он создавался уже совместными усилиями музейщиков и программистов.

Я сознательно не анализирую структуру этого сайта. Он доступен в интернете и сейчас выглядит уже достаточно традиционно.

В целом проект оказался весьма полезным для развития музейной деятельности в Нижегородском регионе. Музеи получили представительства в сети, а их специалисты познакомились с возможностями интернета (некоторые вообще впервые сели за клавиатуру компьютера). Семинары, учебы и последующая подготовка сайтов всколыхнули музейное сообщество, появилась потребность в интеграции усилий, создании общественного объединения, которое будет решать не только технические задачи. Таким образом, результаты этого проекта вышли за рамки формирования информационных музейных ресурсов. Но это повлекло за собой некоторые новые проблемы. [...]

В 1999 году на собрании музейной общественности региона было принято решение о создании Нижегородского фонда музеев. На учредительном собрании были рассмотрены проекты Устава и Программы деятельности, определен состав учредителей, Попечительский Совет и Правление фонда. В конце 1999 - начале 2000 года новое музейное объединение провело серию консультаций с представителями общественности и властными структурами. Были уточнены цели и задачи нового объединения. В мае 2000 года завершилось юридическое оформление и регистрация новой Региональной общественной организации "Нижегородский центр поддержки и развития музеев" (РОО "Нижегородский музейный центр").

Нижегородский музейный центр (НМЦ) установил отношения с департаментами администрации Нижегородской области (культуры; художественных промыслов; физической культуры, спорта и туризма), Нижегородским отделением Института "Открытое общество" (Фонд Дж. Сороса), Ассоциацией музеев России (АМР), Ассоциацией по документации и информационным технологиям (АДИТ), Нижегородским государственным университетом, Нижегородским центром ЮНЕСКО и другими региональными и российскими организациями.

На ближайший период НМЦ определил для себя в качестве основных следующие направления деятельности:

  1. Организация системы профессионального общения работников музеев, включая:
    • разработку совместных межмузейных программ и проектов;
    • создание постоянно действующего научно-методического семинара;
    • содействие развитию клубных форм досуга;
    • создание программы по вовлечению в просветительную и образовательную деятельность частных коллекционеров.
  2. Разработка, внедрение и обеспечение функционирования Нижегородской виртуальной музейной сети, базирующейся на интернет-технологиях; сопровождение web-сайта "Нижегородские музеи"; подготовка и издание музейных CD; внедрение автоматизированных систем обработки информации музейных фондов.
  3. Организация издательской деятельности, направленной на популяризацию культурного наследия нижегородских музеев (включая подготовку справочника "Нижегородские музеи" и иллюстрированной серии альбомов "Нижегородские музейные собрания"); подготовка и проведение общественных акций по защите памятников истории и культуры; разработка региональной программы "культурный туризм"; участие в просветительских и образовательных программах высших и средних учебных заведений.

Появление Нижегородского музейного центра было инициировано процессом создания сайта "Нижегородские музеи". Работа по созданию интернет-представительств музеев Нижегородской области выходит за рамки чисто музейной тематики (в область истории, литературы, архитектуры, краеведения и т.д.). Это в свою очередь заставляет НМЦ налаживать сотрудничество с различными категориями гуманитарных специалистов, а потому членами НМЦ становятся не только музейные сотрудники, но и представители других сфер культуры, искусства, науки и образования. Членами НМЦ могут стать специалисты из других регионов России и мира - все, кто разделяет наши взгляды, цели и задачи деятельности.

НМЦ также готов к партнерству с другими музейными ассоциациями, и является членом Ассоциации музеев России (АМР).

Мы убеждены, что сетевое сотрудничество будет содействовать созданию объединенных ресурсов, достаточных для решения общих задач сохранения культурного наследия России.

  Полный текст.  Скачать ZIP-архив с текстом статьи в формате RTF.

© Музей будущего, 2000-2001