ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  PR И КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ /  ПРАКТИКУМ
PR-КАМПАНИЯ WEB-САЙТА.
ОПЫТ ИНТЕРНЕТ-ЛАБОРАТОРИИ ПСКОВСКОГО ВОЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА1
Д.А.Шумаков

PR-кампания интернет-библиотеки "Мифы народов мира" строилась с учетом следующих качественных характеристик сайта:

  1. Сайт является самой полной мифологической библиотекой в русскоязычном интернет.
  2. Он содержит разделы, не встречающиеся на других мифологических сайтах.
  3. Наоборот, практически все материалы, представленные на других сайтах, включены в интернет-библиотеку.

Эти факторы сами по себе в значительной степени способствовали успеху сайта. Высокой посещаемости же библиотеки удалось добиться благодаря масштабной PR-кампании, в которой можно выделить следующие этапы:

  1. Подготовительный. Его цель - подготовить сайт к активному приему пользователей и интегрировать его в стандартные поисковые механизмы интернет.
  2. Основной. Цель - максимально широко анонсировать сайт и привлечь к нему наибольшее количество пользователей.
  3. Поддерживающий. Цель - сформировать круг постоянных пользователей и создать предпосылки для возникновения периодического ажиотажного интереса к сайту.

Содержание этих этапов таково2.

1. Подготовительный

На этом этапе были реализованы следующие мероприятия:

  • Терминологическое описание сайта. Реализовано с помощью тэгов <title> и <meta> непосредственно при создании библиотеки. Смысловая часть этих тэгов включает термины, исчерпывающе характеризующие содержание сайта. Например:
    <title>Мифы и легенды. Электронная библиотека</title>
    <meta name="keywords" content="мифы легенды легенда миф австралийские мифы и легенды валлийские мифы легенды кельтов уэльс истории сказки сказания предания былины германо-скандинавские мифы скандинавские саги исландские саги…"> 3
  • Выбор названия и адреса сайта, поскольку уже от этого в некоторой степени зависит успех сайта. Гипертекст, однако, делает основным способом взаимодействия с потенциальным пользователем гиперссылку. В этих условиях привлекательное и очевидное название сайта значительно важнее удобного и запоминающегося адреса (тем более, что у некоммерческих сайтов редко есть возможность выбрать для себя привлекательное доменное имя). Безусловно "корявый" адрес (http://www.psko.teia.ru/~ml) не создало никаких проблем при проведении PR-кампании сайта.
  • Установка счетчика. Он необходим не только для созерцания увеличивающегося числа посетителей сайта (что само по себе не может не тешить душу любого разработчика). Главное, счетчик позволяет отслеживать и анализировать динамику визитов. На основе этих данных, можно откорректировать PR-кампанию и перенаправить поток информации (выяснилось, например, что выход тематической рассылки в четверг вечером создает "растянутый" интерес к сайту, который оказывается больше, чем "моментальный" - вызванный выходом рассылки в другие рабочие дни.) Среди большого количества бесплатных счетчиков, представляемых различными субъектами сети, нами были выбраны те, которые способствуют получению наиболее полной статистики о посещении сайта - например, top.lost.ru.
  • "Ручная" регистрация на основных поисковых системах. В настоящее время к таковым (в русском интернет) относятся www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.aport.ru. При регистрации на них были учтены все рекомендации, представляемые пользователю самими поисковыми системами.
  • Автоматическая регистрация в остальных поисковых системах. Число поисковых систем в русской Сети - около 30, ручная регистрация на каждой из них - занятие утомительное и бессмысленное. Именно в таких случаях и выручают системы, способные зарегистрировать сайт сразу на нескольких поисковых сайтов. К таким системам относится, например, "Регистратура" (www.registratura.ru).

Баннерные сети в PR-кампании не использовались, поскольку они мало эффективны для рекламы подобных сайтов. Однако если бы решение об использовании баннеров было принято, регистрацию в баннерных сетях и разработку баннеров следовало бы провести на этом этапе.

2. Основной

На этом этапе было предпринято следующее:

  • Анонсирование ресурса на обзорных сайтах. Такие сайты постоянно появляются и пропадают в Сети. Один из "долгожителей" - http://binocle.atlant.ru. После заполнения формы на сайте (фактически - после написания письма ведущему обзорного сайта), информация о мифологической библиотеке попала в ежедневный обзор и ежедневную рассылку, после чего сайт в течение 2-4 дней посетило около 8 тысяч пользователей. Помимо "Бинокля" использовались и другие обзорные сайты и рассылки - все они в настоящее время прекратили свое существование, поэтому нет смысла сообщать их адреса. Отмечу лишь, что мы обращались на разные обзорные сайты с интервалом 7-10 дней.
  • Анонсирование сайта на родственных ресурсах. Для мифологической библиотеки это сайты библиотек, ресурсы по истории, мифологии, мистике и образовательные ресурсы (www.referat.ru, www.lib.ru). После таких анонсов ссылки на "Мифы народов мира" появились более чем на 200 сайтах русского интернет.
  • Анонсирование сайта на родственных форумах и досках объявлений. И хотя этому каналу распространения информации уделялось совсем не много внимания, анонс на форуме "Военно-исторического журнала" оказался весьма эффективен.

3. Поддерживающий

Этот этап, в отличие от двух описанных выше, растянут по времени и продолжается до сих пор. Вот его основные шаги:

  • Открытие и ведение тематической рассылки. В настоящее время рассылку "Мифы народов мира", организованную на сервере "Городского Кота" получают еженедельно более 4000 человек. Это обеспечивает дополнительные еженедельные пики посещаемости и возможность прямой и косвенной рекламы сайта среди целевой группы пользователей.
  • Реакция на посещения сайта. Хорошо организованный сбор информации с сервера, на котором размещен сайт или использование стандартных счетчиков со статистикой позволяет отслеживать, с каких адресов пользователи заходят на сайт. Это, в свою очередь, позволяет узнавать о новых ссылках и отзывах на сайт, рассылать благодарности и исправлять неточности. Например, если библиотека на каком-либо другом сайте описывалась так: "Отличный сайт, жаль, что нет исландских саг", то после появления этих самых саг ведущим сайта со ссылкой пишется письмо с просьбой исправить описание.
  • Анонсирование изменений на сайте. Производится средствами уже упомянутой рассылки по мере появления любых крупных новшеств (появление новых разделов, различные инициативы).
  • Открытие и ведение тематической викторины. Викторина организована по принципу "Вопрос - Варианты ответа", выходит раз в неделю и имеет около 20 постоянных участников (и пользователей сайта, соответственно).
  • Участие в сетевых инициативах. Номинирование сайта на "Интел-Интернет премию" не принесло библиотеке никаких лавров, но обеспечило дополнительные визиты пользователей.
  • Информационные провокации. Однократно высказанное в рассылке сомнение в подлинности документа, известного как "Велесова книга", привело к ажиотажу вокруг сайта как сторонников этого документа, так и его противников.

Кроме мероприятий в пространстве интернет популяризация сайта проводилась и несетевыми методами. Например, сайт использовался как учебное пособие при проведении занятий интернет-лаборатории университета со школами города.

Все перечисленные мероприятия, вкупе с названными в начале статьи качественными характеристиками библиотеки, обеспечили ее посещение более чем 100 000 пользователей за первые полгода работы.


1 Подробнее об этом: см. http://www.town.pskov.ru/comp/adv/index.html   Наверх к ссылке на сноску
2 В описании многих мероприятий приведен только один пример из нескольких реально осуществленных.   Наверх к ссылке на сноску
3 Приведенный пример содержит около 5% всех терминов, реально используемых при описании библиотеки. Наверх к ссылке на сноску
© Музей будущего, 2000-2001