ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  PR И КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ /  ПРАКТИКУМ
ПРОДВИЖЕНИЕ WEB-САЙТА ПО КУЛЬТУРЕ. ОПЫТ СЕРВЕРА "МУЗЕИ РОССИИ"
(фрагмент статьи)
К.А.Наседкин

Ваш сайт создан и работает в сети. Но как об этом узнает осчастливленное человечество? - Ответ прост: надо зарегистрироваться в крупнейших поисковых системах и в наиболее посещаемых web-порталах. Эту работу сотрудники МР делают только вручную, никогда не используя программы-регистраторы и сайты-помощники. Качество работы этих "помощников" крайне низко, и дело здесь не столько в красоте слога, сколько в уровне интерпретации. Ведь задача состоит в том, чтобы составить несколько вариантов краткого описания вашего ресурса: преподнести его то как детский, то как научный (туристский, развлекательный и т.п.). Никакая программа качественно этого не сделает. Если у вас предполагается иноязычный посетитель, тексты описаний необходимо перевести.

А дальше следует кропотливая работа по регистрации, которая продолжается несколько месяцев.

Кроме регистрации на посещаемых серверах общего назначения (поисковые серверы, каталоги), необходимо заявить о себе на специализированных web-порталах. Для зоопарка это будет сервер "Зоопарки России", для театра - "Театр", и т.п. Именно такие ресурсы дадут вам целевую, устойчивую аудиторию. На МР процедура регистрации едина для любого музейного сайта, вне зависимости от того, кто его разрабатывал. Она осуществляется в режиме on-line и сводится к заполнению регистрационной формы. 1 Зарегистрированный сайт попадает в каталог и периодически анонсируется на титульной странице МР как "Музей дня".

И, наконец, самое очевидное. Люди по-прежнему читают, смотрят, слушают. И тратят на это куда большее время, чем проводят в сети. Наши старшие братья - информагенства и СМИ - были бы и рады дать вести с "полей" интернета, но мы, "виртуалы" часто пренебрегаем ими. А зря! Как показывает практика, рост посещаемости от заметки в профильной прессе гораздо больше, чем от размещения десятка новых баннеров. Правда, здесь есть свои подводные камни: издания частенько требуют оплаты за публикацию, а, размещая информацию бесплатно, печатают то, что интересно им, а не то, что нужно вам. Но если с этим смириться и готовить хороший "фарш" (грамотные пресс-релизы), то и "котлеты"-публикации получатся не очень уж испорченными. МР рассматривают PR-деятельность (в том числе, подготовку материалов для СМИ) как важную и вполне самостоятельную работу, которой занимается специализированная PR-служба. […]

* * *

Часто приходится слышать такое утверждение: "Ссылаясь 2 на сходный по профилю сайт, ты рекламируешь конкурента". Глупости! Механизм тут абсолютно иной. Во-первых, разработчики сайта зарабатывают очки пользовательских симпатий. Гость помнит, что пришел именно с их сайта, что там имеется набор ссылок по интересующей тематике, что там ему комфортно и не нужно ничего дополнительно искать. Это цивилизованный сервис и забота о посетителе, а заботу ценят. Во-вторых, объединившись с соседом, вам удастся еще больше заинтересовать (читай: удержать) посетителя. А если учесть, что хороший сосед, вероятнее всего, сделает обратный линк, то взаимная выгода становится еще очевиднее. В третьих, если пользователю интересен ваш контент, то он все равно никуда не уйдет, не "проглотив" его. В четвертых, юзер все равно найдет соседа (или, что еще печальнее, увлечется другой темой), а вы перечисленных выше бонусов так и не получите.

Так что от обмена линками никуда не уйти. Другое дело, что технически прямой обмен ссылками не очень удобен. Здесь есть чисто количественные ограничения, т.к. при увеличении числа ссылок, ресурс превращается в каталог, и отслеживание актуальности ссылок становится непростой задачей. Так что есть все резоны ловить артелью. И если авторы сайта, принимают такое решение, им открывается две основные возможности:

  • Баннерообменные сети. Если вы решили вступить в баннерную сеть, ее держатель выдает вам специальный код, который вы размещаете на страницах своего сайта. Каждый раз, просматривая страницу с кодом, пользователь будет получать рекламную врезку с линком на другой сайт. Параллельно ваш ресурс рекламируется на других сайтах - участниках сети. Но у этой технологии есть свои минусы. И дело не только в том, что владелец сети, обычно, удерживает до 30% показов под коммерческую рекламу. Главный недостаток стандартных баннерных сетей состоит в том, что они устроены по принципу несимметричного обмена. То есть чем выше посещаемость вашего сайта, тем больше его и рекламируют. Сайты учреждений культуры (особенно, сайты-новички) имеют низкую посещаемость, а потому для них эта система крайне невыгодна. В отличие от прочих, сеть "Cultural banner exchange", организованная МР, свободна от коммерческой рекламы и предлагает симметричный баннерообмен. Посещаемость вашего сайта не учитывается. Количество показов равно для всех участников сети. Тем самым сильный раскручивает слабого, а не наоборот.
  • Тематические кольца, представляющие собой смесь списков линков и симметричных баннерных сетей. Эта технология пока не получила в России широкого распространения. МР планируют создать тематические web-кольца в 2001 году.

* * *

В сети есть немало информации о культурном наследии России. Но парусники культуры одиноки в крутых волнах порнографии, анекдотов, рефератов, политики и финансов. "Музеи России" стараются помочь новичкам, создать ситуацию, когда сильный поделится успехом со слабым. Мы убеждены: сделать то, что мы должны сделать, можно только сообща. Кому нужно музейное сетевое сообщество? Может быть, только самим музеям? - Ответ на этот вопрос прост: загляните на титульную страницу МР, на счетчике идет второй миллион посетителей…


1 Регистрация. На сервере "Музеи России" [on-line]. 1996-2000. [Цит. 6 ноября 2000 г.]. Метод доступа: <http://www.museum.ru/reg.asp>.   Наверх к ссылке на сноску
2 Под ссылкой в данном случае понимается линк, т.е. активная ссылка с переходом на другой сайт.   Наверх к ссылке на сноску

  Полный текст.  Скачать ZIP-архив с текстом статьи в формате RTF.

© Музей будущего, 2000-2001