Организация общественной поддержки


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая


IV.3. Организация общественной поддержки развития музея

Функционирование теоретически выстроенной модели системы внешних связей СОИКМ нуждается в соответствующем организационно-управленческом обеспечении. Если три первых системообразующих элемента модели представляют традиционные музейные контакты, сравнительно отработанные, то последующие два - новые. В целом все они требуют приложения особых усилий руководства музея.
Стержнем работы выступают паблик рилейшенз (ПР). Существует множество похожих определений этого ставшего теперь широко известным термина. Так, в 1990 г. на русский язык была переведена книга признанного специалиста в этой области С.Блэка «Паблик рилейшенз. Что это такое?». Согласно автору, который проанализировал множество различных определений этого термина, ПР является одной из необходимых в современных условиях функций управления, способствующей установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. ПР включают в себя решение различных проблем:
-обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответственных мер;
-обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности;
-поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций;
-используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности.*
Если сравнивать систему внешних связей музея с механизмом, то ПР выступают в роли топлива, без которого вся работа механизма ставится под сомнение. Применительно к музею как своеобразной коммуникационной системе можно сказать, что элементы ПР должны присутствовать во всех музейных акциях, будь то открытие новой экспозиции или реализация дифференцированных программ работы с музейной аудиторией.
Что относится к методам практического применения ПР?
В целом они включают в себя:
1. Все, что может предположительно улучшить взаимопонимание между организацией и теми, с кем эта организация находится в контакте.
2. Рекомендации по созданию «общественного лица» организации.
3. Мероприятия, направленные на выявление и ликвидацию ошибочных представлений.
4. Мероприятия, направленные на понимание и информированность работников об усилиях администрации.
5. Мероприятия, направленные на расширение сферы влияния организации средствами соответствующей пропаганды, рекламы, работой со СМИ.
Как видно из этих обобщенных пунктов, конкретные методы работы с общественностью и посетителями музея известны и применялись у нас. Речь идет об их целенаправленном налаживании и системности в работе.
Работа со СМИ является ключевой в паблик рилейшенз. Адаптируя технологию ПР к музейной сфере, можно выделить следующие методы. Связь с прессой выстраивается по таким каналам, как:
-подготовка и распространение пресс-релизов о СОИКМ в целом, о новых выставках, о дифференцированных программах работы с музейной аудиторией, о планируемых музейных акциях и т.п.;
-проведение пресс-конференций к значимым событиям в жизни СОИКМ: вернисажу выставки, презентации программы, выходу нового издания, открытию научной конференции и т.п.;
-организация для журналистов специальных посещений экспозиций и фондов СОИКМ;
-приглашение представителей прессы на внутримузейные мероприятия: значимые заседания Ученого совета, обсуждение концепции развития СОИКМ, новых экспозиций и выставок, занятия «Музейной академии» и т.п.;
-регулярное отслеживание всех выходящих публикаций о СОИКМ, оценка деятельности прессы.
Взаимодействуя с музеем в режиме партнерских отношений, СМИ, с одной стороны, расширяют возможности его информационных каналов, с другой, рекламируя его деятельность, формируют имидж музея. Нужна специальная программа, нацеленная как на организацию прямых рекламных кампаний конкретных музейных акций, так и на постоянное формирование позитивного «имиджа» музея в глазах жителей области.
Конкретным механизмом здесь должно стать превращение единичных статей о тех или иных аспектах СОИКМ в постоянные музейные рубрики в местных газетах, создание серий радио и телевизионных передач, обеспеченных необходимым редакторским портфелем.
Помимо основных способов осуществления ПР на практике существует множество дополнительных путей и методов. Поэтому реализация ПР и соответственно функционирование системы внешних связей предполагает наличие в структуре музея специального сотрудника. Здесь приемлимы два варианта:
-на начальном этапе - это может быть специалист, выступающий в роли советника директора по общественным связям .
-в преспективе - это может быть замдиректора, курирующий всю сферу внешних связей музея;
Следует проанализировать существующую специализацию сотрудников научно-просветительного отдела СОИКМ с точки зрения обеспечения функционирования предложенной системы. Возможно, выделение экспертов в соответствии с системообразующими элементами модели (по взаимодействию с музеями, научными учреждениями, образовательными структурами, досуговыми институтами, СМИ) создаст необходимую основу для ее работы. Когда система внешних связей начнет функционировать, целесообразно выделить в структуре музея специальный отдел, обеспечивающий всю гамму внешних связей музея.


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая