Модернизация системы информационного обеспечения


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая


Часть IV.

Механизмы реализации концепции

IV.1. Модернизация системы информационного обеспечения развития музея

Многие российские музеи переживают бурный процесс информатизации. Первое, что хотелось бы отметить, это то, что информатизация постепенно изменяет весь процесс работы музея, и с помощью компьютеров постепенно решаются все более важные задачи. Это процесс неизбежный. Второе - компьютеризация процесс дорогой и требующий дополнительных вложений. И народная пословица, что «скупой платит дважды», здесь вполне актуальна. Третье - компьютеризация служит для упрощения труда музейных работников.
Компьютеризации в различных музеях происходит по-разному. Многое зависит от понимания проблемы со стороны администрации музея, сотрудников научных отделов, финансового положения музея, наличия квалифицированных кадров и т.п. Но, повторим, этот процесс неизбежен, он рано или поздно коснется всех.
Первое, что необходимо музею - это база данных по его коллекциям. Здесь самое важное - осознать, что вы хотите в конечном итоге получить. И здесь можно посоветовать изучить потребности музея и сотрудников научных отделов в автоматизации рутинной работы. Возможно, придется проанкетировать, объяснить преимущества, заинтересовать сотрудников.
Важно понять, что создается цифровая основа всего музея, как бы отражение реальных предметов в цифровом мире. Не стоит хватать первую попавшуюся программу, стряпать наспех структуру создаваемой базы данных, разрабатывать формы ввода и вывода и т.п. Существует множество отрицательных примеров, которые ставили под сомнение идею компьютеризации в целом. Здесь существенен выбор фирмы, профессионально занимающейся разработкой программного обеспечения для музеев(см.).
Можно немного отойти от основной темы и рассказать, как будет развиваться музейная база данных в дальнейшем. Скорее всего, сначала потребуются одно или два автоматизированных рабочих места. Затем, с ростом числа сотрудников, использующих базу данных в работе, и ростом ее самой, встанет вопрос об увеличении числа рабочих мест (в перспективе оно будет равно числу сотрудников). Лучшим решением этой проблемы является объединение компьютеров в локальную одноранговую сеть (см.). Уже это сделает возможным использование единых данных на разных компьютерах, объединенных в сеть. Это разгрузит систему и предаст ей новые неожиданные положительные черты. Так, например, станет возможным использовать в работе единые программы и документы, распечатывать на один принтер, подключенный к сети.
Одноранговая локальная сеть - это, на самом деле, промежуточный вариант перед сетью с выделенным сервером (см.). Выделенный сервер гарантирует повышенную сохранность и безопасность данных и является центром накопления информации, а локальная сеть являться информационной магистралью музея. И сервер, и сеть могут совершенствоваться по мере развития информационной системы в целом.
Созданная система требует постоянной поддержки и ремонта. Компьютеры стареют и ломаются, разрабатывается новое более совершенное программное обеспечение. Единственный выход из этой ситуации - замена старого на новое. При этом есть один очень важный положительный эффект. Он заключатся в том, что старую технику можно передавать сотрудникам, только начинающим работать с компьютером. Техническое обеспечение сотрудников должно быть соразмерно с их квалификацией. Более квалифицированный сотрудник получит новые - востребованные возможности, а новичок может спокойно обращаться с вопросами к «старшему товарищу», уже до малейших подробностей изучившему свою технику. Т.е. будет происходить процесс взаимообучения.
Возвращаясь к процессу компьютеризации музея, отметим, что развитие музейной информатики должно происходить во всех направлениях и одновременно. Не так давно появилось новое многообещающее направление - это глобальные сети, в частности Интернет.
Эта сеть объединяет миллионы различных компьютеров во всем мире. Все компьютеры глобальной сети делятся на два класса: компьютеры, которые предоставляют информацию в сеть (сервера сети Интернет) и компьютеры, которые получают информацию (терминалы Интернет).
В сети музейному работнику представлена масса полезных возможностей:
· Возможность «живой» переписки с коллегами: электронная почта (E-mail)(см.);
· Самые свежие новости по интересующим вопросам (News или конференции);
· Вам станут доступны информационные богатства Интернета, которые вы можете использовать при создании выставок и экспозиций;
· Упростится написание научных работ, совместная работа по пополнению и обработке коллекций;
Получать информацию из сети просто: терминалом Интернет может быть любой компьютер, а подключиться к сети Интернет можно по модему(см.).
Представление музея (см.) в Интернет потребует несколько больше усилий: для этого необходимо создать электронную версию музея (см.), разместить и зарегистрировать свой музей в сети. Представление музея в сети Интернет способствует его широкой известности. Вот лишь некоторые из новых возможностей:
· Повысится популярность музея;
· У музея появится свое «лицо» в сети. Именно так, как музей представлен, о нем узнают во всем мире;
· Значительно облегчится процесс организации совместных выставок;
· Возрастет образовательная роль музея.
Интернет-технология очень тесно связана с мультимедиа. Под этим словом следует понимать способ подачи материала, при котором совместно используются максимальное количество средств представления материала: текст, изображение, звук, видео….
Многие знают о мультимедийных программах, распространяемых на СD-дисках (см.). Такие программы производятся, как правило, совместно со сторонними фирмами. Это трудоемкое и дорогое занятие. Музей в данном случае играет роль поставщика информации в обмен на конечную продукцию. Такие СD-диски продаются в музейном магазине и распространяются самой фирмой производителем.
Значительно интереснее использование мультимедиа программ в детских программах музея или в залах экспозиции. Это могут быть простые видеоблоки или же специальные компьютерные терминалы (см.). Эти системы будут информационно обслуживать посетителей.
Что же ждет информационную систему музея в будущем? Каждое направление будет продолжать развиваться, и они будут теснее интегрироваться между собой и с различными музейными службами.
На базе мультимедийной программы и международной сети будут развиваться технологии удаленного обучения.
На базе информационных терминалов в экспозиции и специального сервера (сервера экскурсий) и объединяющей их локальной сети будет организовано информационное обслуживание посетителей.
В скором будущем станет возможным прогнозировать спрос на различные выставки и т.п. на основе статистики, собранной с виртуальных посетителей ваших сайтов.
Нормой жизни станет бронирование билетов и заказ экскурсий через сеть.
Будут совершенствоваться другие музейные системы: системы охраны и контроля доступа, климатические системы, кассовое обслуживание, компьютерные системы будут помогать в научной работе по изучению и реставрации музейных предметов.
Компьютерные системы, которые мы создаем сегодня, являются простым прообразом систем завтрашнего дня. Но уже сегодня музейная компьютеризация может во многом облегчить труд музейного работника и открыть ранее не возможные перспективы. На данном этапе важно правильно сориентироваться и продолжить развитие в нужном направлении.


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая