Концепция развития музейной деятельности


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая


III.2. Концепция развития фондово-хранительской и научно-информационной системы музейной деятельности

Концепция комплектования фондов

Музейный фонд формируется в соответствии с концепцией конкретного музея, комплектование коллекций проводится с учетом истории формирования собрания и той коррекцией, которую задает современный уровень музееведения в целом, профильные науки и социо-культурный контекст.
Концепция комплектования фондов - не догматический документ, принятие которого должно надолго сковывать этот процесс в жестких рамках. Это скорее эвристический проект, некий катализатор, призванный ускорить самоопределение, саморазвитие, самоорганизацию в области фондовой деятельности. Концепция комплектования фондов создается музеем как проект, рассчитанный на экспериментирование, поиск «своего лица», обоснование необходимости новых подходов в понимании их роли и места.
Фонд музея представляет предметную, содержательную, тематическую основу всех видов коммуникации. Коммуникативная функция является сегодня ведущей для музея. На одно из первых мест при создании концепции комплектования встает проблема диалога, обратной связи, музееведческой рефлексии, последовательного выявления, сбора, научной обработки, включения музейных предметов в собрание, введения информации об источниках в научно-информационную систему.
Внутримузейная научно-информационная система позволит полнее ввести в коммуникационный оборот как фонды, так и информацию, заложенную в музейных предметах, а следовательно - повысить качество музейного комплектования. Компьютеризация процесса учета и научной инвентаризации проводится на основе единого алгоритма учетного, инвентаризационного и научного описания музейных предметов. Все дискуссии о путях развития музея и качественных преобразованиях окажутся бесплодными без решения этой глобальной проблемы.
Музейная рефлексия призвана сформировать индивидуальность музейных фондов. Процесс общения потребителя с коллекциями музея на уровне диалога, возможность использования коллекций в виде невербальных пространственных высказываний, включение источников в различные интерактивные программы, издание публикаций различного жанра - все это и многое другое зависит от уровня «прочтения» и разработки информации отобранных в собрание источников.
Итак, цель комплектования, как коммуникационного канала - выявление, прием, обработка, сортировка, перераспределение, переадресовка, доставка, предъявление информации субъектам коммуникации и ведение диалога с ними.
Основополагающим моментом, фундаментом деятельности по комплектованию в таком случае должна стать мощная научно-информационная система - центр, обрабатывающий не только собственные фонды, но и аккумулирующий музейную информацию большего масштаба (город, область, регион и т.д.).
Таким образом, суть комплектования фондов состоит в отборе различных культурных текстов в широком смысле слова и создании условий для их последующего прочтения. Поэтому основополагающим моментом концепции комплектования является проблема отбора.
Коммуникационный подход предполагает необходимость решения вопроса в следующем направлении: не только, что именно комплектовать, но и, учитывая эффект возможного наложения, пересечения, совмещения текстов, выявлять типы отношения к ним в культуре.
Проблема отбора напрямую связана с тем социальным заказом, который сегодня предъявляет музею общество. Данные социологического опроса свидетельствуют: общество нездорово. Падение жизненного уровня, социальная апатия, рост бездуховности, потеря жизненных целей, ломка ценностных ориентиров - явления, отмечаемые в целом по стране, и по самарскому региону, в частности. Внимание к личности человека, к его судьбе сегодня важнее сухой фиксации «достижений», мероприятий, показателей. Документировать процессы и явления, «пропуская» информацию через гуманитарно-антропоцентристскую призму, т.е. «любить прежде всего человека» - сегодня представляется особенно важным.
Самоуважение, любовь к малой родине, важность отдельно взятой личности (даже самой «маленькой»), внимание к ней, - все это должно стать лейтмотивом, тем, что при комплектовании любых коллекций мы всегда держим «в уме». Генетическая связь с предками, их деяниями, внимание к самым малым импульсам творчества, растревоженности, щедрости, неравнодушия к жизни, рыцарства, патриотизма, и тем, кто этому противостоит. Добро и зло в самых разнообразных контекстах. Тогда комплектование сохранит в своих материалах динамику жизни. Такой подход можно было бы назвать «научно-художественным». Бояться такого сочетания не надо, ведь музей в теории коммуникации - это и театр, и научная лаборатория, и мастерская художника, и кабинет писателя и т.д. Одно не исключает другого. Важны соотношения, пропорции, верно расставленные акценты.
Не следует забывать и о такой стороне комплектования, как выявление ценностей, бытующих в обществе, поскольку музей является институтом, оформляющим процессы общения, взаимодействия и взаимопредъявления носителей различных культур и субкультур (детей, подростков, молодежи, взрослых, представителей разных этнических групп, религиозных, политических группировок, неформальных, творческих объединений и т.д.).
Материалы нетрадиционной, неакадемической тематики, публицистика, философские эссе, художественные произведения, в которых сочетаются самые разноплановые, разнопорядковые культурные тексты, могут дать достаточно сильный эффект. Фонд, комплектуемый по современности, должен быть пластичен, информативен, личностен. Тогда он позволит наиболее гибко откликнуться на запросы различных категорий посетителей, послужить своеобразным катализатором, способствующим ломке стереотипов, традиционных для музейной работы.
Комплектование допускает в порядке эксперимента участие самих посетителей как полноправных участников музейной коммуникации в процессе выявления, сбора, отбора материалов. Музейные проекты, связанные с этим аспектом деятельности, разрабатываются на основе привлечения посетителей и жителей региона к комплектованию, изучению, интерпретации музейных материалов, пропаганде вновь создаваемых и существующих коллекций. Организационно к такой работе могут быть привлечены как частные лица - коллекционеры, краеведы, так и представители инициативных групп любого рода объединений, общественники - все, проявившие к данной деятельности интерес и склонность.
Привлечение посетителей к интерпретации музейных материалов связано с еще одной актуальной проблемой - выделением специального фонда материалов и экспозиционно-выставочных экспериментальных площадок, на которых сами «партнеры музея» - школьники, молодежь, пенсионеры - могли бы пробовать создавать собственные версии выставок и экспозиций. Это один из возможных путей формирования новых, так недостающих музею, каналов «обратной связи» с посетителем.
Музей активно и интересно выстраивает свою работу с детской аудиторией. В развитие этой деятельности можно предложить ввести в концепцию комплектования выделение в существующем и вновь создаваемом фонде (на уровне информации) интерактивных коллекций - дублетные, типичные, «массовые» материалы, которые предназначены для того, чтобы с ними можно было «поиграть», «разобрать и собрать», создать аналоги и т.п.
На наш взгляд, одна из незаслуженно забытых категорий музейной аудитории, с которой можно было бы вступить в более тесное взаимодействие в ходе комплектования, - пенсионеры. Категория на самом деле очень активная, многочисленная и благодарная . Тематика комплектования здесь может быть самой различной - от «Ностальгии» до такой, например, темы, как «Современная молодежь глазами старшего поколения». Нет необходимости объяснять, какие интересные материалы можно скомплектовать таким образом, какие ценностные срезы действительности получить, каких друзей музей может приобрести таким путем.
Одновременно коллекцию «Мы - современная молодежь» интересно предложить собрать представителям молодого поколения. При этом материал должен быть по возможности персонифицирован. Интуитивно коллектив музея уже вышел на эти направления научно-фондовой работы, что подтверждает тематика последних конференций, выставок, даже само название музея.
Анализ фондов, проведенный на предыдущем этапе, показал, что уже сложившиеся коллекции Самарского музея изучены недостаточно и нуждаются в более современной интерпретации. Чем разнообразнее, глубже, ярче будет интерпретировано то богатство, которым музей уже владеет, тем интереснее можно спланировать и последующее комплектование. Процессы эти, несомненно, взаимосвязаны.
Выше были описаны почти исключительно нетрадиционные направления комплектования. Однако как нетрадиционное, так и традиционное комплектование вместе складываются в цепочку фондовых проектов, выходящих на историческую и современную схемы региональных культурно-информационных потоков.
Задача научных сотрудников - в процессе изучения просмотреть сложившиеся фонды с точки зрения отражения истории и культуры края через деятельность личности, поиск героя и антигероя, выявление особенностей самарского мировосприятия, образов, к которым прибегают, приноравливаясь к природе, быту, вещам, в оценке тех или иных событий, очерчивая структуру пространства и времени. Чем смелее будет момент наложения, совмещения, пересечения, сопоставления этих культурных текстов, тем глубже и интереснее получится образ целого.


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая