Современные проблемы региона


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая


I.7. Современные проблемы региона как система ориентиров для формирования концепции музея

Самарский регион отличают исторически сложившиеся традиции культурной жизни, прежде всего театральные и музыкальные: 6 государственных театров, в т.ч. театр оперы и балета, филармония. Развита музейная сеть. Несмотря на сложную экономическую ситуацию последних лет, в регионе не только не закрываются учреждения культуры, но и открылись новые: муниципальная Детская картинная галерея, нотно-музыкальная библиотека, театры «Город», «Камерная сцена», детские театры «Витражи» и «Задумка». Характерной чертой культурной жизни Самары стало проведение различных театральных и музыкальных фестивалей. Только в 1995 г. прошло 4 таких фестиваля, 2 из которых были международными.
За последние 2-3 года в Самаре значительно изменился социальный состав аудитории зрелищных учреждений (театров, концертных залов, цирка). Их реже стали посещать пенсионеры, школьники, представители малооплачиваемых профессий (учителя, врачи, инженеры, работники культуры и т.п.) в силу снижения уровня жизни. Особенно это касается гастрольных представлений: билет на спектакль с участием артистов Большого театра стоит в среднем 30 рублей, на концерт популярного эстрадного исполнителя - от 50 до 100. Изменилась и ситуация с кинотеатрами, которые еще в недавнем прошлом были одними из самых посещаемых очагов культуры. Часть кинотеатров Самары закрыта или перепрофилирована под магазины, офисы, мебельные салоны; репертуар существующих ограничен кассовыми зарубежными фильмами.
Отвечая на вопрос анкеты: «На какие контингенты, группы посетителей должен быть рассчитан СОИМК», 90% специалистов и 95,8% экспертов высказали мнение, что на посетителей всех возрастов. Наиболее часто были отмечены также следующие группы:
- местные жители (отметили 42,8% специалистов и 41,7% экспертов);
- организованные посетители, экскурсионные и туристические группы (42,5% специалистов и 45,8% экспертов);
- иногородние посетители (35% специалистов и 54,1% экспертов);
- иностранные туристы (37,5% специалистов и 41,7% экспертов).
В среднем 1/3 и специалистов и экспертов назвали: посетителей, увлекающихся историей культуры, краеведением; посетителей, предпочитающих индивидуальное знакомство с музеем; посетителей, предпочитающих семейное посещение. Треть экспертов отметила также посетителей, предпочитающих использовать музей как место встреч и общения. В среднем 1/4 специалистов и экспертов считают, что СОИМК нужно ориентировать на работу с детьми и учащимися.
Некоторые ответы были дополнены суждениями: «Музей должен быть интересен для любого посетителя, каждому необходимо предлагать то, что ему интересно. Для этого надо искать разнообразные формы работы»; «Всякий в музей входящий может найти интересное для себя, независимо от возраста, специальности»; «Музей должен быть общедоступным, понятным, любимым для всех категорий и специалистов». Подобные заключения присутствуют и в анкетах экспертов: «Для посетителей всех возрастов и категорий с отдельными специализированными формами работы».
Исходя из сложившейся социокультурной ситуации, характерной не только для Самары, но и для России в целом, в будущем музею придется обращать особое внимание на социально незащищенные слои населения, для которых он вполне может стать «экологической нишей». Судя по результатам анкетного опроса, в работе с музейной аудиторией перспективным представляется развитие дифференцированного подхода, опыт которого уже формируется у данного музея. Он предполагает набор специализированных программ для различных категорий (профессиональных, социальных, возрастных и т.д.) Такие программы, сориентированные на выявленные интересы и потребности конкретной группы, должны иметь выраженную музейную специфику, способную привлечь внимание посетителей и выделить музей из числа близких ему по функциям социальных институтов. Выигрышный момент заключается в наличии у СОИМК собственного кинозала, потенциал которого используется пока лишь частично.
Одной из главных проблем социокультурного развития является также значительная удаленность жилых районов Самары, сосредоточивающих более 60% городского населения, от центра, где «бьется пульс» культурной жизни и расположены основные учреждения культуры (театры, музеи, филармония, цирк и т.д.) Раньше эти проблемы решались через организацию профсоюзами крупнейших предприятий города массовых посещений спектаклей, концертов, выставок (в том числе такая утраченная сейчас форма, как т.н. «клубы выходного дня»). Досугом населения отдаленных районов города занимались также районные и заводские Дворцы культуры, устраивавшие выездные спектакли, концерты самодеятельных коллективов. Сегодня практически все Дворцы культуры и клубы либо сдают свои помещения в аренду, либо предоставляют их для выступлений целителей, экстрасенсов, для проведения встреч и презентаций коммерческих фирм и банков. Частично проблему удается решить проведением традиционных для последних лет массовых зрелищных мероприятий («Новогодняя ночь», Рождество», «Масленица», «День города» и др.), которые охватывают открытые площадки по всему городу. Но с окончанием таких праздников культурная жизнь новостроек снова замирает. Следует обратить внимание на выявление механизмов включения отдаленных районов города в сферу деятельности музея (это касается также региона в целом). Существующий в музейном деле опыт передвижных музеев может быть адаптирован к сегодняшнему дню.
Главными проблемами Самары, судя по результатам анкетного опроса, являются экономический кризис (спад производства, безработица, инфляция, падение уровня жизни и т.д.) - отмечен 62,5% специалистов и 45,8% экспертов, и кризис духовный (снижение культурной активности населения, формирование безразличия и потребительского отношения к проявлениям духовной жизни) - 77,5% специалистов и экспертов. На втором месте идут психологические проблемы: нарастание социальной апатии и пессимистических настроений, отсутствие опыта жизнедеятельности в условиях рыночных отношений - 52,5% специалистов и 33,3% экспертов. Следующими названы проблемы качества экологической и культурной среды города - 42,5% специалистов и 33,3% экспертов. Проблему дефицита специализированных развивающих программ и образовательных услуг учреждений культуры отметили 37,5% специалистов и 20,8% экспертов, недостаток развлекательно-рекреационных культурно-досуговых центров нового поколения - 30% специалистов и 33,3% экспертов. Чрезмерную политизацию части населения считают проблемой 22,5% специалистов и 8,2% экспертов.
Большинство перечисленных проблем носит социокультурный и психологический характер. Способен ли музей влиять на их решение? По мнению 67,5% специалистов и 43,5% экспертов, вклад музея не является значительным, что убеждает в необходимости модернизации всех видов музейной деятельности. 15% специалистов и 21,7% экспертов считают, что это не подлежит оцениванию, так как содействие решению такого рода проблем не должно входить в число задач музея.
В оценках состояния музейного дела в городе мнения специалистов и экспертов разошлись. 54,1% экспертов в основном удовлетворены, а 37,5% в основном неудовлетворены организацией музейного дела в Самаре. Напротив, половина специалистов скорее неудовлетворена и 1/3 скорее удовлетворена организацией работы СОИМК.
Определяя перспективы развития Самарского музея, большинство экспертов (62,5%) и специалистов (52,5%) считают, что музей должен активно содействовать развитию краеведческого движения в регионе. Половина экспертов и 42,5% специалистов отметили необходимость восстановления прежней краеведческой экспозиции с внесением в нее корректив согласно последним достижениям исторической науки и требованиям деидеологизации музейных учреждений. Судя по ответам специалистов, третьим по значимости (30%) является для них придание экспозиции более актуальной, проблемно-публицистической направленности. Почти 1/3 экспертов связывают перспективы СОИМК с развитием сферы сопутствующего обслуживания (кафе, сувениры) и развлекательных форм деятельности.
Такой достаточно противоречивый спектр мнений отражает основную проблему, стоящую сегодня перед СОИМК - найти оптимальный путь развития, избежав крайностей. С одной стороны, это следование еще бытующему в музейной среде стереотипу «классического» краеведческого музея советской эпохи, утратившему жизнеспособность в условиях новой реальности. С другой стороны, существует опасность, делая ставку только на возможности музейного здания и стремясь на их основе завоевать симпатии публики, отринуть музейное содержание и превратиться в чисто развлекательное учреждение.
Изначально заложенная в музее полифункциональность позволяет привести к органичному сочетанию в СОИМК вызванные потребностями сегодняшнего дня инновации с лучшими, проверенными временем музейными традициями.
 
 * * *
Характер проблем, выявленных в ходе анализа предпроектной ситуации, убедительно свидетельствует о необходимости нового теоретического осмысления всей системы деятельности Самарского областного историко-краеведческого музея. И поскольку, как мы видели, в уточнении нуждаются в первую очередь социально-культурные и смысловые характеристики работы музея, средством такого анализа должна стать теория музейной коммуникации.


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая