Ресурсный потенциал


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая


I.4. Ресурсный потенциал развития музея

Потенциал музейных коллекций

На пути своего становления и развития Самарский музей прошел долгий и нелегкий путь, в результате которого сложился сегодняшний музейный фонд. Коллекции музея складывались с 80-х гг. XIX в. усилиями меценатов и любителей старины, а затем в результате целенаправленной собирательской деятельности П.В. Алабина, К.П.Головкина, членов Самарского археологического общества (1916-1919) и Самарского Общества археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском госуниверситете (1919-1929), а также экспедиций И.И.Спрыгина (1873-1942), А.Ф.Терехова (1890-1974) и Жигулевского заповедника (1920-1980).
Поступления из других музеев: зал Александра II (1917), Музей голода (1924), Археологический музей Самарского Общества археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском госуниверситете (1931), Антирелигиозный музей (1944), Музей Революции (1951), Самарский филиал Центрального музея В.И.Ленина (1993).

Общая характеристика фондов музея

I. КОЛЛЕКЦИИ ОТДЕЛА ПРИРОДЫ (около 30 000 ед. хр.)
а) Гербарный фонд, заложенный в начале века и состоящий на сегодняшний день из 5500 экземпляров; б) палеонтологический, включая остеологический материал, составляет более 1000 единиц хранения древних беспозвоночных и позвоночных видов животных, частей древних растений; в) энтомологический, состоящий из более чем 15 000 сухих препаратов; г) минералогический в количестве более чем 2000 образцов горных пород и минералов; д) зоологический фонд: чучела, влажные препараты, тушки - около 450 образцов; е) фотодокументальный, более 2000 предметов.

II. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ (около 38 000 ед. хр.)
состоит из 365 коллекций. Собрание включает в себя материалы памятников всех эпох: от палеолита до позднего средневековья и нового времени, происходящих с территории Самарской, Саратовской, Ульяновской, Оренбургской областей, Марийской республики и Татарстана. Наиболее интересными в научном плане являются следующие коллекции: 1) материалы эпохи палеолита- неолита из Постникова оврага; 2) энеолитический погребальный комплекс вождя из с.Криволучье-Ивановка Безенчукского района; 3) клад бронзовых изделий с Царева кургана; 4) савроматский погребальный комплекс V в. до н.э. из с.Соболево Бузулукского уезда; 5) раннесредневековый (гуннский) комплекс у с.Федоровка, 6) коллекции из раскопок памятников именьковской культуры IV-VII вв. н.э. у с.Выползово, Новинки, п.Карлинский, Пролетарий; 7) коллекции из раскопок памятников эпохи Хазарского каганата, Волжской Болгарии и Золотой Орды - I Новинковского и IV Брусянского курганных могильников, Муромского и Междуреченского городищ, Сухореченского поселения, Усинского и Барбашинского могильников. Особую ценность археологическому фонду музея придает то обстоятельство, что ряд материалов в свое время был обработан и опубликован различными исследователями и в настоящий момент некоторые из коллекций являются эталонными.

III. НУМИЗМАТИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ (около 16 000 ед. хр.)
состоит из коллекции монет, бумажных денег, знаков, наград. Монеты Золотой Орды 1266-1347 гг.; восточных и европейских средневековых государств; иностранные монеты XVIII, XIX, XX вв.; русские монеты, начиная с периода русского централизованного государства, с Петра I до Николая II; отдельные монеты периода феодальной раздробленности; монеты РСФСР и СССР с 1921 г. до настоящего времени. Особенно интересны займы Самары 1885-1896 гг.

IV. КОЛЛЕКЦИЯ ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТОВ И ЭТНОГРАФИИ (более 6 000 ед. хр.)
а) В настоящее время музей имеет более 2 тысяч предметов этнографического характера. Это национальная одежда народов Поволжья: русская, мордовская, чувашская, украинская, татарская, башкирская. Лучше всего представлена одежда мордвы и чувашей (около 300 ед. хр.). В фондах представлены этнографические украшения, домашняя утварь, обрядовые вещи, орудия труда, средства передвижения, музыкальные инструменты к.XIX-н.XX вв.
Кроме того, в эту коллекцию входят: а) мебель (около 100 ед. хр.) к.XIX- н.XX в.; б) посуда фарфоровых заводов Кузнецова, Гарднера и их филиалов; в) часы настенные, карманные, настольные; будильники карманные, напольные, наручные (около 50 ед. хр.); г) самовары (около 70 ед. хр.) тульских фабрик Баташева, братьев Шемариных, братьев Воронцовых, Тейле, братьев Лебедевых (Москва) и др.

V. КОЛЛЕКЦИЯ ИЗДЕЛИЙ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
(около 2 000 ед. хр.)
Наибольший интерес представляют работы: а) знаменитой самарской мастерицы Н.А.Тазовой, работающей в технике филейно-гипюрной вышивки, называемой еще самарским кружевом; б) лаковые миниатюры, работы О.П.Пищановой, А.Лочекиной, С.Г.Кузьминой; в) каслинское литье, декоративные тарелки, подсвечники, подставка для часов, вазочки к.XIX-н.XX вв. г) плетеные шкатулки из соломы, шкатулки деревянные с инкрустацией; д) глиняные свистульки и другие игрушки работы детского кружка Л.К.Городецкой; е) предметы из бересты и фанеры; ж) изделия из дерева Жигулевского художественного комбината и др.

VI. КОЛЛЕКЦИЯ ОРУЖИЯ (630 ед. хр.)
В фондах музея представлены памятники оружейного искусства России, Ирана, Кавказа, Турции, Нидерландов, Польши, Бельгии, Югославии, США, Великобритании, Испании, Японии, Франции, Венгрии, Германии, Индии, Канады, Австрии, Румынии, Италии, Китая, а также других стран Западной и Центральной Европы, Северной Африки и Азии.
В собрании отражены все основные типы и системы холодного, метательного и огнестрельного оружия, представлены шедевры национальных оружейных школ XVI-XX вв. Особенно интересны: русское холодное оружие XVIII-XX вв.; гусарские сабли к.XVIII- н.XIX вв.; штатное оружие XIX-н.XX вв.; отдельные высокохудожественные образцы всемирно известных оружейных центров - Тулы и Златоуста; огнестрельное оружие к.XVIII-XX вв., отражающее основные тенденции развития русской национальной оружейной школы; кавказское холодное оружие XIX- н.XX вв.; иранское холодное оружие XVII-XIX вв.; холодное оружие из Турции XVIII- н.XX вв.; комплекс оружия (холодное и огнестрельное) периода I Мировой войны производства заводов Тулы, Ижевска, фирмы Маузера, Манлихера и Лебеля; комплекс оружия II Мировой войны.

VII. ИКОНЫ И КУЛЬТОВЫЕ ВЕЩИ (более 60 ед. хр.)
Наиболее интересные предметы этой коллекции - иконы: «Богоматерь скорбящая» к. XVIII в.; «Успение Богородицы» к. XIX в. (шита стеклярусом и бисером); «Св. мученица Александра и Екатерина» XVIII в; 4-х частная старообрядческая икона «Св. Николай»; «Св. Георгий»; «Казанская Богоматерь»; «Богородица»; икона «Св. Иоан воин» - 1-я половина XVIII в.; работы Журавлева - безрукого художника из с.Утевки Самарской области. В коллекцию также входят: металлические складни, кресты, венцы для венчания, кадила, дароносицы, церковные фонари для ношения во время крестного хода, вериги, облачения.

VIII. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА
(более 200 ед. хр.)
а) Живопись представлена в основном портретами выдающихся политических деятелей прежних лет, писателей и музыкантов, картины с сюжетами исторических событий. Интересны пейзажи К.П.Головкина - самарского художника, купца, мецената; картина Ю.Малевича «Парусник» в раме, отделанной серебром; «Мадонна XX в.» - подарок делегации Cтара Загоры (Болгария); портреты П.В.Алабина и К.П.Головкина работы художника С.Федорова.
б) Коллекция графики включает работы В.М.Пашкевича из серии «Индустриальный пейзаж»; портреты русских актеров: В.Н.Андреева-Бурлака, А.Ф.Олдриджа, А.В.Собинова; писателей: С.Г.Скитальца, М.Горького, С.Т.Аксакова, Н.Г.Гарина-Михайловского, А.Н.Толстого, Г.И.Успенского; в технике цветной графики выполнены портреты ученых: П.И.Рычкова, Н.И. Лепехина, Д.С.Палласа, Д.С.Неплюева. В коллекции также хранятся портреты сыновей П.В.Алабина.
в) В коллекции скульптуры наиболее интересны: бронзовые фигуры бога торговли Меркурия, Дианы-охотницы, Юлия Цезаря; бюсты Луи Пастера, Александра I, Александра III, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского.

IX. КОЛЛЕКЦИЯ КНИГ (около 600 ед. хр.)
В этом собрании выделяются тематические коллекции: а) географические исследования XVI-XIX вв.; б) история края и Российского государства в XVIII-XX вв.; в) жизнеописание династии Романовых; г) указы и уложения; д) церковные книги; е) каталоги и определители.

X. КОЛЛЕКЦИЯ ПЛАКАТОВ, ЛИСТОВОК И ЛОЗУНГОВ
(около 3 000 ед. хр.)
Уникальны плакаты времен Гражданской войны и первых лет Советской власти 1918-1920 гг.; плакаты первых пятилеток и периода Великой Отечественной войны. Также интересны листовки Самарского губернского комитета РКП(б) о VIII съезде партии (1919), «В день сухаря» (с призывом о помощи голодающим г.Самары 1919); листовка с призывом вступления в ряды компартии (Самара, 1919) и т.д.

XI. КОЛЛЕКЦИЯ ПОЧТОВЫХ ОТКРЫТОК
1. Открытки с видами городов России.
2. Открытки с видами р.Волги, г.Самары и его окрестностей
3. Художественные открытки, изданные в Западной Европе и России в конце XIX - начале XX вв.

XII. КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОГРАФИЙ И НЕГАТИВОВ ПО ИСТОРИИ КРАЯ XIX-НАЧАЛА XX вв. (около 18 000 ед. хр.)
Коллекция систематизирована по следующим темам:
1. Старая Самара; 2. П.В.Алабин и его семья; 3. Самарские купцы (Аннаев, Курлин, Челышев, Шихобалов и др.); 4. Первая Мировая война; 5. Типажи; 6. Революция 1905 г. в Самаре; 8. К.П.Головкин; 9. Макаронная фабрика; 10. Тимашевский сахарный завод; 11. Жигулевский пивоваренный завод; 12. Учебные заведения и учителя; 13. Революционеры; 14. Церкви.

XIII. КОЛЛЕКЦИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО ИСТОРИИ КРАЯ XIX-НАЧАЛА XX вв.
Коллекция систематизирована по темам:
1. Указы XVII, XVIII, XIX вв.; 2. Земство; 3. Учебные заведения; 4. Промышленность; 5. Медицина; 6. Русско-японская война; 7. Война 1812 г.; 8. Декабристы, народники; 9. Купечество; 10.П.В.Алабин; 11. архитекторыА.А. и П.А.Щербачевы; 12. Революция 1905 г.; 13. Революция 1917 г.; 14. В.И.Ленин; 15. В.В.Куйбышев.

XIV. ДОКУМЕНТЫ И ФОТОГРАФИИ ПО ОТДЕЛУ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ
Коллекция наиболее полно отражает следующие темы:
1. Октябрь 1917 г. в Самаре; 2. Гражданская война (подлинные документы по Комучу); 6. Голод 1921 г. в Поволжье; 3. Великая Отечественная война (оборонные предприятия); 4. Герои Советского Союза (наши земляки); 5. Фронтовые бригады; 6. Воины-интернационалисты; 7. Промышленность города и области; 8. Партийная жизнь (съезды, конференции, делегаты); 9. Пионерская организация, ВЛКСМ; 10. Профсоюзы; 11. Народное образование; 12. Здравоохранение; 13. Наука (НИИ); 14. Культура; 15. Транспорт; 16. Персональные фонды (дела большевиков, знаменитые люди, почетные граждане); 17. Выборы; 18. Советские праздники, юбилеи.

Всего собрание Самарского областного историко-краеведческого музея на 1 января 1998 г. составляло 125 204 ед. хранения Основного и 70000 ед. хр. Научно-вспомогательного фонда.
Анализ приведенных выше данных приводит к следующим выводам:
1. В целом коллекции музея могут быть кратко определены следующим образом. Kлассическое собрание краеведческого музея с богатыми естественнонаучными и археологическими коллекциями. Одна из лучших среди региональных музеев коллекция оружия. Небольшая, но достаточно выразительная историко-бытовая и этнографическая коллекция. Интересный фонд письменных источников, книг, фотографий дореволюционного периода и первых лет Советской власти. Типичный и характерный для большинства краеведческих музеев фонд источников по периоду развитого социализма.
2. К сожалению, уровень учета и научной обработки фонда является также достаточно типичным для большинства краеведческих музеев страны и может быть определен лишь как «удовлетворительный». Так, отсутствуют полные данные по точному количественному составу систематических групп некоторых коллекций (фотографии, документы и др.).
Уровень изученности музейного собрания определен в целом самими работниками фондов как «недостаточный». Это естественно сужает возможности экспозиционного использования большинства коллекций, затрудняет проблему определения очередности проведения дорогостоящих консервационных и реставрационных работ.
3. Не типичным для большинства российских музеев является достойное состояние хранилищ, их количество, площадь, поддерживаемые условия хранения коллекций, система безопасности.
4. Динамика комплектования за последние три года показывает активизацию собирательской работы, однако ежегодный прирост коллекций не является максимально возможным и в процессе реализации новой концепции музея может значительно превысить указанные цифры. Особого внимания, наряду с другими, заслуживает проблематика комплектования материалов современного периода: в быстро изменяющейся ситуации могут бесследно исчезнуть многие важные свидетельства сегодняшнего дня.
5. В фондовой работе назрела необходимость серьезного подхода к компьютерной обработке информации о музейных источниках (учет, инвентаризация, каталогизация пр.). Сегодня музей обладает неплохой технической базой (компьютеры класса Pentium) и современным программным обеспечением (КАМИС 3.0) для проведения этой работы. В музее создана локальная компьютерная сети, которая облегчит доступ к фондовой документации для сотрудников других отделов, а также для посетителей.

 * * *
Прежде, чем обратиться к возможной содержательной интерпретации фондов музея в целом, еще раз отметим самые значимые моменты развития музея и его коллекций.
Одной из первых музейных идей в Самаре была идея создания мемориальной комнаты и публичного музея к 25-летию царствования Александра II. Начиная с 1881 г., в зале Александра II при Самарской библиотеке собирались царские портреты, бюсты, гравюры, издания этого периода, сюда же поступили венки из бронзы и фарфора, возложенные на открытии памятника Александру II в 1881 г. Этот небольшой фонд, большей частью утерянный, был передан в Самарский губернский музей после 1917 г.
Материалы музея, начинавшегося с мемориала Александра II, после долгих перипетий и странствий оказались в мемориале В.И. Ленина, в музее, сегодня стоящем на перепутье в «поисках нового героя». Между этими двумя точками отсчета - история в сотню лет, и в то же время - фонды, отражающие тысячи лет, со всей пестротой культур, событий и лиц, в жизни которых отразились добро и зло своего времени.
Для любой музейной экспозиции как культурного текста очень существенно то, в какой ряд он включается. Тяготеет ли он к анонимности или к персональности. Понятие "личность", как семиотическая категория, включает в себя как персональные, так и имперсональные структуры. Исходя из этого, появляется возможность рассматривать тяготеющие к мемориализации музейные коллекции как основу для построения особого рода экспозиций, посвященных Человеку, Личности, ее феномену в различных исторических контекстах.
К такой интерпретации результатов анализа коллекционного потенциала СОИКМ, или к подобной логике поиска новых методологических подходов к построению будущих экспозиций историко-краеведческого музея, подталкивает очень многое. Во-первых, как уже говорилось, наблюдается некая фатальная тяга к мемориализации героя.
Во-вторых, то, что сам коллектив музея явно озабочен поиском «нового героя». О многом говорит «присвоение» музею имени его основателя, П.В.Алабина. Характерно и содержание многих проводимых в стенах музея конференций. Их программы построены большей частью именно личностно: П.В.Алабин, К.П.Головкин, В.В.Гольмстен, С.А.Хованский, В.П.Мизинова, В.В.Гундобин, И.С.Клюжев, Ю.Ф. Самарин и другие имена жителей Самары, - вот основные ключевые слова в названиях многих (если не считать археологии) тем докладов. Вольно или невольно музей уже выделил для себя свой, «личностный» взгляд на историко-культурный процесс. Нельзя считать случайной и повышенную жизнеспособность в условиях Самары таких экспозиционных сюжетов, как «Прекрасная самарянка», не говоря уже об объектах, связанных с такими персонажами, как Александр II, В.И.Ленин, М.В.Фрунзе, И.В.Сталин, А.Н.Толстой, с которыми в истории музейного дела Самары связаны наиболее значительные события.
И в-третьих, даже при самом беглом знакомстве с фондами СОИКМ легко заметить обилие личных вещей, документов, фотографий. Особенно показательны, с этой точки зрения, фонды фотографий и живописи. Фототека музея богата и располагает материалами не только о всех интересных личностях края, но и так называемой коллекцией типажей. Лица известных и безымянных людей напряженно, пытливо, грустно, весело, задумчиво смотрят с фотографий - из прошлого в настоящее. За каждой фотографией - судьбы, страницы истории, неоднозначность поступков, решений, дел, мера добра и зла.
Сегодня, когда, кажется, никому ни до кого нет дела, когда быстро меняются у власти политики, хваля каждый сам себя и охаивая другого, и когда вновь «безмолвствует народ» - интерес к личности любой, большой и малой, необходим как никогда.
Фонд живописи и графики также состоит из большого числа портретов. В фонде скульптуры - бронзовые фигуры мифологических богов, императоров, царей. И, может быть, именно так - от бронзовых скульптур мифологических богов, персонифицированных ликов святых икон, живописных и графических портретов замечательных земляков - до многочисленных фотографий-типажей XIX в. и далее - к привычным нам «ликам» деятелей революции, партии, государства, нашим современникам - должна тянуться через экспозицию эта бесконечная лента личностей-мифов, личностей-героев и злодеев. Личности-островки, острова и целые материки - те, чьими усилиями что-то создавалось, строилось, разрушалось, двигалось, оставляя след в огромном море истории.
Иногда для характеристики личности мы находим нечто неожиданное. Например, открытка-портрет В.И.Чапаева. «Лихой» комдив изображен с огромной повязкой на щеке - у полководца, кажется, болят зубы.
Уважение и почитание гражданами Самары П.В.Алабина прочитывается через такой неожиданный источник, как карточка меню. На роскошном картоне - портрет П.В.Алабина и подпись: «Привет тебе желанный!». В ассортименте суп из ершей, расстегаи, филе с трюфелями, осетрина, стерлядь, фазаны, рябчики и пр. Почти по Гоголю...
Трогательна и смешна аннотация к лаптям (КП 16486). «Принадлежали семье Борова Михаила Романовича, активного борца за Советскую власть, уроженца Похвистневского района». Благодаря этой аннотации, лапти уже мемориальны, личностны, конкретны в контексте истории. Может быть, это все, что осталось нам на память от Михаила Романовича Борова.
Вот фотоальбом одного из жителей Самары XIX в. Он наполнен открытками, изображающими известных людей - портреты царей: - от царицы Софьи Алексеевны, Петра - до Николая II, здесь же Наполеон, известные актеры, писатели, художники, военные... Интерес, любопытство, тяга к личности изначальны. Они присутствуют во все времена, и музей может воспользоваться этим обстоятельством при проектировании и создании выставок и экспозиций.
И с каким отношением и вниманием будут рассматриваться в общем-то средние в художественном отношении иконы, если вы узнаете, что человек, писавший их, - безрукий и безногий от рождения крестьянин, который еще и верхом на лошади ухитрялся ездить.
Наверное, всегда, и особенно в периоды выборных компаний, будут интересны посетителям музея такие документы, как подлинные письма, газеты, фотографии из личного архива самарского губернатора, Почетного гражданина города Самары К.К.Грота. За семь лет губернаторства (1853-1860) он успел многое: открыты губернская мужская гимназия, духовная семинария, женское училище 1-го разряда, два женских городских училища, театр на 550 мест, филармоническое общество, первая сберегательная касса, военный госпиталь, кумысолечебница Н.В.Постникова, телеграфная контора, организовано уличное освещение (100 спирто-скипидарных фонарей), в Самаре стали регулярно останавливаться проходящие по Волге пароходы. Уже уехав из Самары, К.Грот продолжает принимать живое участие в местных делах. В городе учатся его стипендиаты. Его пожертвования получает Самарская публичная библиотека.
Понятно, что многие из деяний такого рода личностей могут получить наглядное музейное отражение, обрести плоть и кровь в музейной экспозиции. Несложно себе представить экспозицию, построенную в виде цепочки персональных комплексов музейных предметов, тесно связанных логикой драматического экспозиционного сюжета. Быть может, переходя от одного к другому звену череды человеческих судеб, среди множества незнакомых и знакомых лиц, посетитель сможет разглядеть и лицо еще одной личности - свое собственное.
Работа по "выстраиванию» подобных логических или ассоциативных цепочек, межвременных, межпоколенческих, межличностных контактов и связей - интересная профессиональная задача. Важно подчеркнуть, что в той или иной форме она уже ставилась и решалась в Самарском музее. Вспомним проект К.П.Головкина, в котором подчеркивалось, что задача музея сводится к пониманию нас самих. Здесь, вероятно, кроются причины успеха таких экспозиций Самарского краеведческого музея, как «История края в советский период» (1974) и «Прекрасная самарянка» (1996).
Приходится удивляться, что тема личности и мемориальности остается малоисследованной в музееведении. Личность как объект музейного отражения, имеющий многофакторную, полигенетическую и многократно закодированную природу, давно заслуживала пристального внимания именно российских музееведов, так как ни в одной другой стране нет такого большого количества мемориальных музеев. Что является причиной этому? Может быть, тяга к мемориализации - это своеобразное преломление христианской традиции канонизации героев? Что такое мемориальный музей или мемориальная комната, если это не прямой аналог храма, поставленного в честь кого-то святого? Не является ли в России, где естественные процессы развития общества неоднократно «корректировалось» волевыми решениями, именно личностное начало единственно правильным ключом для понимания прошлого? А может быть, интерес к давно ушедшему человеку - это всего лишь извечное желание каждого из нас разобраться в своих собственных проблемах, причем лучше, если в сравнении с себе подобными, - и не с современниками, а с теми, чьи случайные черты уже стерты, и есть возможность разобраться в сути? Случайно ли популярна среди музейных работников высказанная много лет назад Н.Федоровым идея о том, что музей - это не собрание вещей, а собор лиц? Множество подобных вопросов всплывают, когда знакомишься с историей Самарского музея и его коллекций. Не суждено ли поэтому именно Самарскому музею стать местом, где на эти вопросы будут получены, наконец, ответы? Огромное поле для музееведческих исследований, которые могут быть построены на самарских музейных первоисточниках.
Такими нам представляются наиболее значительные заключения, вытекающие из результатов проведенного анализа коллекционного потенциала развития Самарского областного историко-краеведческого музея им.П.В.Алабина.


Концепция    Содержание    Предыдущая    Следующая